Даже коррупция коррумпированна и некомпетентна. Почему в Давосе Россия проигрывает Индии и Китаю

Глобальный экономический форум в Давосе на прошлей неделе очередной раз показал, почему global outreach («разъяснительная кампания») в России неудачна: РФ еще не понимает внешний мир и не умеет с ним общаться. Утром 27 января корреспондент…

Глобальный экономический форум в Давосе на прошлей неделе очередной раз показал, почему global outreach («разъяснительная кампания») в России неудачна: РФ еще не понимает внешний мир и не умеет с ним общаться.

Утром 27 января корреспондент Би-би-си Таня Беккет передавала в прямом эфире из Давоса слова Олега Дерипаски приблизительно так: «Although Russia has a lot of problems, we’re better than India and China, so people should invest here!» («Хотя в России очень много проблем, мы лучше, чем Индия и Китай, поэтому люди должны инвестировать в Россию»). Реакция ведущего в Лондоне: «That’s a pretty strange pitch»  («Очень странная реклама»), и оба засмеялись.

Утверждение такого рода довольно типично в России, но не правильно. Индия всегда выигрывает по сравнению с Россией и Китаем по симпатиям мирового сообщества, поскольку она — демократия. Население и, соответственно, рынки Индии и Китая в 10 раз больше, чем у России. Их экономики растут намного быстрее, а значит, и покупательная способность уже большого и быстро растущего среднего класса намного выше, чем в России, где средний класс маленький для экономики такого масштаба — энергоресурсы и металлы не создают много рабочих мест, а другие секторы в России развиты слабо.

Но самое главное: Россия не лучше Индии и Китая по уровню коррупции и присутствию the rule of law — «правопорядка», а, наоборот, гораздо хуже. На Западе общепринято говорить, что проблема с Россией состоит в том, что даже ее коррупция коррумпированна и некомпетентна. В России, взяв деньги, взяточник не дает гарантии, что выполнит обещанное, а сила двухтысячелетней традиции мандарината в Китае означает, что бюрократы там коррумпированны, но в то же время талантливы и честно исполняют данные обязательства! Словом, риски в Китае управляемы, в России — нет.

Несколько примеров. В своем выступлении в Давосе 26 января президент Медведев сказал, что прорабатывается проект по одностороннему автоматическому признанию дипломов и ученых степеней, полученных в ведущих университетах мира, и — «…мною упрощен миграционный режим для приезжающих к нам высококвалифицированных специалистов».

Между тем в 2007—2008 годах стало нельзя приезжать по коммерческой визе на 6 или 12 месяцев, как раньше, поскольку по новым правилам с такой визой, допустим, на 180 дней, можно провести здесь всего лишь 90 дней.

Моя фирма зарегистрирована в РФ, поэтому мы подали заявление на рабочую визу, по которой я могу быть здесь круглый год — в качестве наемного работника. Проработка визы длилась где-то 6 месяцев, в течение которых я был вынужден находиться за пределами РФ.

Надо бороться и с системой очень жесткой ограниченной квоты на иностранцев у российских компаний. Во время подачи документов на разрешение на работу для иностранных специалистов необходимо заранее сообщить властям, сколько компании требуется иностранных работников на год вперед. А если ситуация поменяется и потребуются больше людей — не повезло! При этом иностранные специалисты должны представить документы, подтверждающие, что у них нет целого ряда разных заболеваний, таких как СПИД или гепатит. Когда иностранцы приезжают из-за границы, им надо в течение 3 рабочих дней зарегист-рироваться в ОВИРе. Если они с места регистрации едут в другой город РФ в командировку или отпуск, им там тоже надо зарегистрироваться. И еще раз — когда они возвращаются! Недавно Медведев признался, что он про этот советский пережиток только что узнал и надо его отменить. Ждем-с!

Во время своего визита в Калифорнию и Кремниевую долину прошлым летом президент Медведев встретился со Стивом Джобсом, главой компании Apple. В том случае если бы каким-то чудом Джобc решил переехать в Россию работать, то он оказался бы совершенно непригоден как специалист, ведь он не окончил университет — не говоря уже про «ведущий» — и поэтому никакого диплома не имеет! Как и его друг Билл Гейтс, глава компании Microsoft.

За пару месяцев до визита Медведева в Калифорнию я вдруг узнал, что впервые за все время существования моей зарегистрированной в Москве компании мне надо представить апостиль своего диплома для продления рабочей визы, которое осуществляется каждый год. Бюрократы, видимо, буквально поняли слова президента из его послания 2009 года насчет введения специальных правил для высококвалифицированных специалистов в области наук и распространили их на деловые визы! Предполагаю, что, если бы я не смог представить свой диплом Кембриджского университета, пришлось бы закрыть бизнес и покинуть страну.

В прошлом году компания «Газпром» пригласила одну мою коллегу из Америки на конференцию в РФ. Мало того, что она сотрудничала с Советским Союзом и Россией в течение 30 лет, она также является почетным членом РАН. Ранее она работала в Bank of America по программе займа для нефтегазового сектора Союза, сотрудничала или сотрудничает с крупнейшими компаниями в нефтегазовом секторе, такими как Exxon, Conoco Philips, Statoil, организовала учебу множества русских студентов в американских вузах. Но она не могла присутствовать на конференции. Так как незадолго до получения приглашения правила оформления виз изменились. Оказалось, что Россия ужесточила сроки заявлений на визу в ответ на какие-то американские ограничения на въезд российских граждан в США.

Кстати, совсем забыл: у нее есть степени MBA и PhD Калифорнийского университета в Беркли — одного из лучших вузов мира. И в мою фирму входят другие эксперты, которые учились, проводили исследования и преподавали в вузах и бизнес-школах, в Оксфордском, Кембриджском, Гарвардском, Колумбийском, Стэнфордском университетах.

Вышеупомянутые примеры показывают, как российское государство и бизнес создают впечатление за границей, что они почти нарочно подрывают собственный имидж и репутацию. Здесь проигрывает не Запад, не внешний мир, а Россия, ее компании. Дело не в признании Россией наших дипломов и прочем, а в том, почему Россия сильно проигрывают на фоне других стран. Мы-то можем решить эти проблемы. Россия к этому готова?

Йен Прайд, генеральный директор, Eurasia Strategy & Communications
в Москве

https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/02/01/7061-dazhe-korruptsiya-korrumpirovanna-i-nekompetentna

Leave a reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *