Развитию России мешают комплекс великой державы, «местечковое» мышление и нефтегазовый менталитет
Возможно, кто-то читал статью «Innovation, by Order of the Kremlin» («Инновация декретом Кремля») в The New York Times. Впрочем, об этом новом «декрете Кремля» — о том, как Россия собирается создавать комплекс наподобие Silicon Valley (которая находится в обанкротившемся штате Калифорния!), возрождая, таким образом, старую добрую традицию закрытых советских городов, изолированных от общих условий в стране, — сегодня пишут и говорят много.
В 1990-е годы Россия приглашала западных менеджеров, чтобы они управляли вновь создаваемыми компаниями. Но, увы, приглашенные спецы не смогли справиться с российскими условиями, и им на смену пришли российские менеджеры. А на недавней конференции ИБ «Тройка Диалог» вице-премьер Игорь Шувалов признался, что от бюрократии в стране страдает даже элита!
Следовательно, развитие high-tech в России требует создания специальной зоны, где российские условия отменяются. И вот выходит распоряжение президента Медведева, по которому создается «рабочая группа по разработке проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов». Глава компании «Ренова» Виктор Вексельберг вводится в состав рабочей группы, и статья в The New York Times подтверждает, что он уже отправил 100 писем западным деловым коллегам с просьбой помочь.
Выглядит вроде бы привлекательно. Но на самом деле России надо подтянуть свой уровень по всем параметрам.
В первую очередь, не создавать «территориально обособленный комплекс», а устранить по всей стране те условия, которые столетиями мешают развитию России.
Во-вторых, изменить неуклюжий канцелярский русский язык, поощряющий шаблонное мышление как в государственных учреждениях, так и в частных компаниях. Обычно и те и другие переводят русские канцеляризмы на еще более неуклюжий английский язык (наглядный пример – английский сайт компании «Ренова»), создавая тем самым впечатление полного непрофессионализма.
И главное – если Россия действительно хочет серьезно развиваться и модернизироваться, президенту Медведеву надо назначить на совершенно новую должность «царя по развитию высоких технологий в РФ» только самого способного человека.
Спорить о том, кто самый-самый в области науки или искусства, – бессмысленно. В управленческой сфере определить лучшего из лучших проще, потому что есть набор ясных, понятных и абсолютно утилитарных критериев.
Журнал Forbes, к примеру, нашел такого самого способного человека и назвал его «менеджером столетия». Из-за того, что тот навел жесткий порядок в своей компании по расходам и персоналу, постоянно поднимал прибыли и дивиденды почти в каждом квартале в течение многих лет и имеет колоссальный опыт по развитию «исследований и разработок и коммерциализации их результатов» именно в области high-tech.
Назначение подобного управленца на 5-летний срок с разрешением набрать собственную команду, с полномочиями принимать решения и внедрять их по всей стране сразу, с моментальным одобрением соответствующих законов Федеральным собранием – решило бы все проблемы. Россия показала бы всему миру, что она наконец стала серьезно относиться к реформам, западные бизнесмены были бы в восторге, не говоря уже о невероятном «пиаровском» эффекте такого выбора президента Медведева.
Но если говорить о выборе Forbes, то его кандидатура вряд ли проходная для России. «Менеджера столетия» зовут Джэк Уэлч, и он американец. Компания General Electric, которую он возглавлял с 1981-го до своей отставки в 2001 году, одна из самых больших, уважаемых и лучших в мире. Она занимается только теми секторами, где она или № 1, или № 2 на рынке. Иначе она либо поднимает уровень «плохого» сектора, либо избавляется от него.
Но «национальная гордость великороссов», конечно, не допустит приглашения этого или другого подобного уровня иностранного менеджера на пост, где нужно учитывать столь много экономических и политических нюансов.
Инноград – это все же не сборная команда страны по футболу.
Многие западные обозреватели отметили резкую отповедь Владимира Путина в Давосе на предложение основателя и председателя совета директоров Dell Майкла Делла помочь России в компьютеризации страны – «нам не нужно помогать, мы не инвалиды».
Но дело не в инвалидности, не в интеллекте, не в образовании, а в менталитете.
И россияне, и западные люди уже забыли, что Россия была фактически закрыта с 1917 по 1991 годы, что крайне мало людей имели серьезный опыт жизни и работы за границей (другие соцстраны, естественно, не в счет). От многолетней закрытости до сих пор страдает бывшая ГДР. И это то, что существенно отличает Россию от той же Индии и даже Китая.
В конце прошлого года в выступлении на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, говоря о привлечении иностранных специалистов, президент Медведев заметил, «это критически необходимо, в некоторых случаях без этого просто не обойтись и не надо стесняться, когда требуется привлекать специалистов из-за рубежа». К сожалению, дальше заключения «сегодня мы способны деньги платить. Они с удовольствием приедут и будут работать», — выводы президента не пошли. И представления Медведева, что при условии ускоренного получения виз нобелевские лауреаты будут стоять в очереди, чтобы приехать в Россию, когда еще 20–30 самых передовых стран и богатых университетов мира рвутся их заполучить, мягко говоря, наивны.
Это опять-таки вытекает из непонимания того, как работает мир за пределами России.
Я еще в 80-х годах выучил русский язык и с тех пор наблюдаю за развитием страны. То, чем заканчивались все грандиозные планы и комплексные программы, лучше всего характеризуется знаменитой фразой премьер-министра 90-х Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Несмотря на известный размах и размеры страны, Россия до сих пор не научилась выходить за узкие рамки традиционного мышления, думать на глобальном уровне и предвидеть результаты своих действий. Одна из причин этого – непонимание того, как функционирует мир и как работает международный бизнес.
Старый и господствующий нефтегазовый и металлургический менталитет России не приспособлен для модернизации страны и развития более сложных и тонких областей, как электроника, high-tech. Как показал Ванкувер, ему не по плечу даже современный спорт. А как демонстрируют прилавки российских магазинов, даже не высокотехнологичные, а простые потребительские товары.
России давным-давно надо было открыть свои границы, выдавать и деловые, и туристические визы в аэропортах, отменить советский кретинизм регистрации в течение трех дней со дня прибытия в страну и так далее. Вот уж развивался бы туризм от Питера до Камчатки! Да, это не high-tech, но «деньги не пахнут», и подготовка к зимним Играм в Сочи продвинулась бы намного дальше. Одновременно приехали и оставались бы много грамотных людей, способных помочь стране модернизироваться.
Россия гордится своим членством стран БРИК. Напрасно! По историческим меркам, совсем недавно Союз учил Китай, как жить, а сейчас Россия завидует темпам китайского роста.
Без коренных изменений менталитета и подходов России грозит так называемая middle-income trap, то есть «ловушка средних доходов» или «средних стран». Стран, которые достигли среднего уровня, но у которых не получается сделать прорыв, встать в один в ряд с развитыми странами с высоким уровнем доходов. Это удалось лишь единицам – Европе, Северной Америке, Японии, Австралии, может быть, Южной Корее. Многие предсказывают такую будущность Китаю и Индии.
Очнись, Россия! Не надо постоянно изобретать велосипед. Ищи менеджеров высокого уровня не только для футбола. Ничего страшного или постыдного в этом нет. Может быть, кто-то из них даже согласится.
Автор — генеральный директор компании Eurasia Strategy & Communications.
Written in Russian by Ian Pryde for gazeta.ru, one of the most popular Russian language news sources with over a million visitors daily, and published at https://www.gazeta.ru/comments/2010/04/20_a_3354561.shtml